СИНАГОГИ, МОЛИТВЕННЫЕ ДОМА И МОЛЕЛЬНИ
Первая еврейская община появилась в Петербурге в конце XVIII века, однако источники не упоминают о существовании синагоги. Вероятно, общественное богослужение происходило в домах членов общины.
Первой известной синагогой в городе была солдатская молельня в здании Второго Петербургского военного госпиталя (ныне Военно-Медицинская академия), созданная в 1833. В последующие годы появилось еще 5 молелен, предназначенных для евреев-солдат; они располагались в зданиях различных казарм, а позже – в арендуемых за казенный счет квартирах. Солдатские молельни создавались командирами соответствующих частей, без утверждения гражданской властью. К началу 1870-х, ввиду выхода большинства евреев-солдат в отставку, эти молельни превратились в самостоятельные и оказались в юрисдикции городских властей.
Начиная с 1859, когда еврейским купцам 1-й гильдии, а потом и другим категориям евреев было разрешено постоянно проживать вне черты оседлости, начали появляться молельни, не связанные с армией: Купеческая молельня была создана в 1859–1860, Ремесленная – в 1869. Власти настаивали на названии «молельня», чтобы подчеркнуть временный характер данных учреждений, как и временный характер еврейского присутствия в Петербурге, ибо термины «синагога» и «молитвенная школа» упоминались в законодательстве о евреях в черте оседлости.
В 1869 просвещенная элита из круга Гинцбургов добилась разрешения на постройку постоянной синагоги. Разрешение на строительство включало в себя пункт, предписывающий закрытие всех молелен после постройки постоянной синагоги. До окончания строительства синагоги была создана «Временная молельня для образованных евреев», и с уходом в нее просвещенной части прихожан Купеческой молельни последняя превратилась в оплот хасидов Хабада. В 1878 существовало 8 официально разрешенных молелен и несколько нелегальных. В большинстве из них существовали хедеры для религиозного обучения еврейских детей. Однако молельни были лишены права голоса в вопросах управления городской общиной, которой руководило Хозяйственное правление синагоги.
После освящения в декабре 1893 здания Большой хоральной синагоги все молельни в феврале 1894 были закрыты. Часть из них переехала в боковые комнаты в здании Хоральной синагоги, а часть перешла на нелегальное существование. В последующие годы неоднократно подавались прошения о разрешении молелен в удаленных от Хоральной синагоги районах города, но все они до 1905 властями отвергались.
В связи с либерализацией внутренней политики в конце 1904 наступил перелом в отношении еврейских молелен в Петербурге. Первой, в январе 1905, была официально разрешена Песковская молельня и Хозяйственное правление при ней. Таким образом, монополия Правления Хоральной синагоги в делах общины прекратилась. К 1907 в городе существовало уже 8 разрешенных молелен, а к 1916 их число увеличилось до 13. В 1910 членские взносы для прихожан всех синагог, кроме Хоральной, были понижены с 25 до 3 рублей в год, что сделало членство в новых общинах более доступным. В новых условиях власти не запрещали именовать молельни синагогами или молитвенными домами, позволяли синагоги на частных квартирах и почти беспрепятственно разрешали временные молельни на осенние праздники в квартирах и в съемных помещениях. При большинстве синагог города были созданы училища для детей.
После отмены черты оседлости в результате Февральской революции 1917, и в особенности в годы нэпа еврейское население в городе быстро увеличивалось и, соответственно, появилось много небольших синагог, число которых в конце 1920-х достигало 27 (не считая Хоральной синагоги). Видимая свобода создания синагог в 1920-е годы уравновешивалась антирелигиозной политикой Советского государства, которое всячески ограничивало деятельность религиозных институций.
Все синагоги, за исключением Хоральной и «Шаарей Цион», были закрыты во время антирелигиозной кампании 1929–1932 годов, а после закрытия «Шаарей Цион» в 1937 в городе осталась только Хоральная синагога. В 1930-е религиозные евреи продолжали посещать нелегальные молельни, расположенные на частных квартирах. Такое же положение продолжалось после ВОВ: в 1947 власти знали о существовании 9 домашних молелен, в 1951 – о восьми. Существование нелегальных молелен обычно было непродолжительным. Нелегальные домашние миньяны, в которых собирались религиозные евреи, продолжили существовать и в 1960-е годы, а в 1970-х и 1980-х молитвы устраивались на квартирах активистов еврейского движения.
СПИСОК МОЛЕЛЕН И СИНАГОГ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ:
1. Выборгская молельня, 1833–1917.
2. Рождественская / Песковская молельня / синагога, 1830-е – 1930.
3. Крюковская молельня, 1840-е – 1878.
4. Обуховская молельня, 1840-е – 1894.
5. Василеостровская молельня, 1850-е – 1929.
6. Петроградская молельня, 1850-е – 1929
7. Охтинская молельня создана в 1860-х в одном из военных зданий. В 1872 в прошении об ее открытии отказано, но, вероятно, существовала нелегально, упомянута в ходатайстве Правления общины в МВД в 1893. 14 февраля 1894 закрыта ввиду открытия Большой синагоги, продолжила нелегальное существование. В 1910-х находилась по адресу: Пороховская (ныне Большая Пороховская) ул., 45, в 1916 – на Большеохтенском пр., 78. Дальнейших сведений не имеется.
8. Купеческая молельня, 1859–1929.
9. Временная молельня «для образованных евреев», 1869–1893.
10. Семеновская молельня / Синагога «Рехейвес», 1860-е – 1929.
11. Ремесленная, или Малковская молельня, 1869 – 1930-е.
12. Молельня в Сиротском доме, по адресу: 10-я линия В.О., 37, существовала в 1880 – 1920-е.
13. Шлиссельбургская молельня существовала нелегально с конца XIX в. для жителей сел Александровское, Рыбацкое, Смоленское и Фарфоровское. В 1907 разрешена министром внутренних дел, с Хозяйственным Правлением, в селе Смоленское. Адрес – Шлиссельбургский пр. (ныне пр. Обуховской Обороны), 35. В 1920-е в официальных документах не упоминается.
14. Домашняя молельня А.А.Каплуна, нелегально существовала с конца XIX века в доме богатого бизнесмена А.А.Каплуна на Лиговской ул. (ныне Лиговский пр.), 33–35. Получила официальное разрешение в 1908; при молельне существовал хедер. После революции не упоминается.
15. Молитвенный дом Московского района – Синагога «Иврио», 1905–1933.
16. Домашняя молельня в кв. М.И.Церапиера официально разрешена в 1908, на ул. Марата, 55. Больше сведений о ней не имеется.
17. Молельня на Ржевке. Разрешена Министерством внутренних дел в 1909 по адресу: Рябовское шоссе, 2. Вероятно, прекратила существование до 1916.
18. Молельня за Нарвской заставой. Разрешена министром внутренних дел в 1911 в квартире Д.М.Абрамовича на Петергофском шоссе (ныне пр. Стачек), 2. При молельне существовал хедер «за Нарвской заставой». О существовании молельни после революции сведений не имеется.
19. Молельня в Еврейской богадельне неофициально создана в 1913, при открытии здания еврейской богадельни на 5-й линии В.О., 50. Закрыта советскими властями в 1923.
20. Молельня на Старо-Парголовском пр. (ныне пр. Тореза), 6, разрешена министром внутренних дел в 1915. Больше сведений не имеется.
21. Молельня общества «Честный Труженик», разрешена министром внутренних дел в 1915 в помещении Правления общества «Честный Труженик» («Поэль Цедек») по адресу: Гагаринская ул., 34. Больше сведений не имеется.
22. Молельня Рубашева, существовала в 1910-е по адресу: Забалканский (ныне Московский) пр., 45. В 1918–1922, вероятно, она же была зарегистрирована как Синагога «Бейт-Янк» («Эйн Яков») на Международном (ныне Московский) пр., 43/2. В 1922 объединилась с синагогой «Рехейвес» (см. Семеновская молельня).
23. Молельня М.М.Гутзаца существовала в 1910-е в Спасском пер. Больше сведений о ней не имеется.
24. Молельня в Манежном пер., 13, неофициально существовала в 1910-е.
25. Синагога общины Парголова, Озерков и Шувалова возникла в мае 1917. Больше сведений не имеется.
26. Синагога «Тиферес Исроэль» («Краса Израиля») была открыта в 1918 на Вознесенском пр., 47, в кв. 2. При синагоге существовала Талмуд-Тора. В 1924 синагога переехала на Никольской пер., 2, в кв. 9. Ликвидирована советскими властями в 1929.
27. Синагога «Бейс Яков» («Дом Якова»), хасидская синагога, создана в 1920 по адресу: Троицкая (ныне Рубинштейна) ул., 32/10, кв. 2. С 1928 находилась на Большой Московской ул., 1/3, в бывшей мусульманской молельне. В 1929 власти разрешили перенести синагогу в дом №55 по 6-й линии ВО, к 1933 синагога была ликвидирована.
28. Синагога «Медрош Шмуэль» («Дом учения Шмуэля») была создана из домашней молельни лидера хасидов Хабада в СПб. Самуила (Шмуэля) Трайнина на Рижском пр., 48, зарегистрирована в 1922. Летом 1924 Любавичский ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон был зарегистрирован в качестве духовного раввина этой синагоги. После смерти Трайнина в конце 1924 синагога перестала существовать.
29. Синагога «Шаарей Цион» («Врата Сиона»), нехасидская синагога, создана в 1922 на Знаменской ул. (ныне ул. Восстания), 38, где занимала второй и третий этажи отдельного флигеля. С 1927 находилась на углу ул. Рылеева, 3 / Артиллерийская ул., 4. Ликвидирована последней из синагог Ленинграда (за исключением Хоральной синагоги) 25 декабря 1937.
30. Ново-Лиговская синагога, известная также под названием «Хасидей Тойре» («Благочестивые Торы») была создана в 1922 на Лиговской ул. (ныне Лиговский пр.), 107, в кв. 4. Ликвидирована в 1929.
31. Молельня в квартире главы Хабада р. И.И. Шнеерсона, 1924-1927
32. Молельня «Кнессет Исроэль» («Собрание Израиля») была зарегистрирована в 1924–1928 по адресу: пр. 25-го Октября (ныне Невский пр.), 128.
33. Синагога на Мурманском пр. упомянута в официальных документах в 1924 и 1926.
34. Синагога «Пуния» была создана в 1924 на Новосмоленской наб., 18. В 1929 ликвидирована.
35. Синагога «Эзрас Исроэль» («Помошь Израиля») была зарегистрирована на пр. 25-го Октября (ныне Невский пр.), 128, в 1925–1929.
36. Молельня на Ординарной ул., 3, упомянута в официальных документах в 1925 и 1926.
37. Синагога «Цемах Цедек», 1926–1932.
38. Молельня на Среднем пр. В.О., 16, существовала с 1926, в 1929 была ликвидирована.
39. Молельня на Суворовском пр., 11/19, существовала с 1926, в 1929 была ликвидирована.
40. Молельня Мишуловича, упомянута в официальных документах в 1927 по адресу: Садовая ул., 44, кв. 27.
41. Молельня Ш.Г.Бабчина упомянута в официальных документах в 1927 по адресу: Садовая ул., 45, кв. 7.
42. Синагога «Кегель Исроэль» («Община Израиля») упомянута в официальных документах в 1929 по адресу: Лиговская ул. (ныне Лиговский пр.), 55.
Здание отпевания и омовения на Преображенском еврейском кладбище также было зарегистрировано как самостоятельная синагога в 1930–1937.
Первая еврейская община появилась в Петербурге в конце XVIII века, однако источники не упоминают о существовании синагоги. Вероятно, общественное богослужение происходило в домах членов общины.
Первой известной синагогой в городе была солдатская молельня в здании Второго Петербургского военного госпиталя (ныне Военно-Медицинская академия), созданная в 1833. В последующие годы появилось еще 5 молелен, предназначенных для евреев-солдат; они располагались в зданиях различных казарм, а позже – в арендуемых за казенный счет квартирах. Солдатские молельни создавались командирами соответствующих частей, без утверждения гражданской властью. К началу 1870-х, ввиду выхода большинства евреев-солдат в отставку, эти молельни превратились в самостоятельные и оказались в юрисдикции городских властей.
Начиная с 1859, когда еврейским купцам 1-й гильдии, а потом и другим категориям евреев было разрешено постоянно проживать вне черты оседлости, начали появляться молельни, не связанные с армией: Купеческая молельня была создана в 1859–1860, Ремесленная – в 1869. Власти настаивали на названии «молельня», чтобы подчеркнуть временный характер данных учреждений, как и временный характер еврейского присутствия в Петербурге, ибо термины «синагога» и «молитвенная школа» упоминались в законодательстве о евреях в черте оседлости.
В 1869 просвещенная элита из круга Гинцбургов добилась разрешения на постройку постоянной синагоги. Разрешение на строительство включало в себя пункт, предписывающий закрытие всех молелен после постройки постоянной синагоги. До окончания строительства синагоги была создана «Временная молельня для образованных евреев», и с уходом в нее просвещенной части прихожан Купеческой молельни последняя превратилась в оплот хасидов Хабада. В 1878 существовало 8 официально разрешенных молелен и несколько нелегальных. В большинстве из них существовали хедеры для религиозного обучения еврейских детей. Однако молельни были лишены права голоса в вопросах управления городской общиной, которой руководило Хозяйственное правление синагоги.
После освящения в декабре 1893 здания Большой хоральной синагоги все молельни в феврале 1894 были закрыты. Часть из них переехала в боковые комнаты в здании Хоральной синагоги, а часть перешла на нелегальное существование. В последующие годы неоднократно подавались прошения о разрешении молелен в удаленных от Хоральной синагоги районах города, но все они до 1905 властями отвергались.
В связи с либерализацией внутренней политики в конце 1904 наступил перелом в отношении еврейских молелен в Петербурге. Первой, в январе 1905, была официально разрешена Песковская молельня и Хозяйственное правление при ней. Таким образом, монополия Правления Хоральной синагоги в делах общины прекратилась. К 1907 в городе существовало уже 8 разрешенных молелен, а к 1916 их число увеличилось до 13. В 1910 членские взносы для прихожан всех синагог, кроме Хоральной, были понижены с 25 до 3 рублей в год, что сделало членство в новых общинах более доступным. В новых условиях власти не запрещали именовать молельни синагогами или молитвенными домами, позволяли синагоги на частных квартирах и почти беспрепятственно разрешали временные молельни на осенние праздники в квартирах и в съемных помещениях. При большинстве синагог города были созданы училища для детей.
После отмены черты оседлости в результате Февральской революции 1917, и в особенности в годы нэпа еврейское население в городе быстро увеличивалось и, соответственно, появилось много небольших синагог, число которых в конце 1920-х достигало 27 (не считая Хоральной синагоги). Видимая свобода создания синагог в 1920-е годы уравновешивалась антирелигиозной политикой Советского государства, которое всячески ограничивало деятельность религиозных институций.
Все синагоги, за исключением Хоральной и «Шаарей Цион», были закрыты во время антирелигиозной кампании 1929–1932 годов, а после закрытия «Шаарей Цион» в 1937 в городе осталась только Хоральная синагога. В 1930-е религиозные евреи продолжали посещать нелегальные молельни, расположенные на частных квартирах. Такое же положение продолжалось после ВОВ: в 1947 власти знали о существовании 9 домашних молелен, в 1951 – о восьми. Существование нелегальных молелен обычно было непродолжительным. Нелегальные домашние миньяны, в которых собирались религиозные евреи, продолжили существовать и в 1960-е годы, а в 1970-х и 1980-х молитвы устраивались на квартирах активистов еврейского движения.
СПИСОК МОЛЕЛЕН И СИНАГОГ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ:
1. Выборгская молельня, 1833–1917.
2. Рождественская / Песковская молельня / синагога, 1830-е – 1930.
3. Крюковская молельня, 1840-е – 1878.
4. Обуховская молельня, 1840-е – 1894.
5. Василеостровская молельня, 1850-е – 1929.
6. Петроградская молельня, 1850-е – 1929
7. Охтинская молельня создана в 1860-х в одном из военных зданий. В 1872 в прошении об ее открытии отказано, но, вероятно, существовала нелегально, упомянута в ходатайстве Правления общины в МВД в 1893. 14 февраля 1894 закрыта ввиду открытия Большой синагоги, продолжила нелегальное существование. В 1910-х находилась по адресу: Пороховская (ныне Большая Пороховская) ул., 45, в 1916 – на Большеохтенском пр., 78. Дальнейших сведений не имеется.
8. Купеческая молельня, 1859–1929.
9. Временная молельня «для образованных евреев», 1869–1893.
10. Семеновская молельня / Синагога «Рехейвес», 1860-е – 1929.
11. Ремесленная, или Малковская молельня, 1869 – 1930-е.
12. Молельня в Сиротском доме, по адресу: 10-я линия В.О., 37, существовала в 1880 – 1920-е.
13. Шлиссельбургская молельня существовала нелегально с конца XIX в. для жителей сел Александровское, Рыбацкое, Смоленское и Фарфоровское. В 1907 разрешена министром внутренних дел, с Хозяйственным Правлением, в селе Смоленское. Адрес – Шлиссельбургский пр. (ныне пр. Обуховской Обороны), 35. В 1920-е в официальных документах не упоминается.
14. Домашняя молельня А.А.Каплуна, нелегально существовала с конца XIX века в доме богатого бизнесмена А.А.Каплуна на Лиговской ул. (ныне Лиговский пр.), 33–35. Получила официальное разрешение в 1908; при молельне существовал хедер. После революции не упоминается.
15. Молитвенный дом Московского района – Синагога «Иврио», 1905–1933.
16. Домашняя молельня в кв. М.И.Церапиера официально разрешена в 1908, на ул. Марата, 55. Больше сведений о ней не имеется.
17. Молельня на Ржевке. Разрешена Министерством внутренних дел в 1909 по адресу: Рябовское шоссе, 2. Вероятно, прекратила существование до 1916.
18. Молельня за Нарвской заставой. Разрешена министром внутренних дел в 1911 в квартире Д.М.Абрамовича на Петергофском шоссе (ныне пр. Стачек), 2. При молельне существовал хедер «за Нарвской заставой». О существовании молельни после революции сведений не имеется.
19. Молельня в Еврейской богадельне неофициально создана в 1913, при открытии здания еврейской богадельни на 5-й линии В.О., 50. Закрыта советскими властями в 1923.
20. Молельня на Старо-Парголовском пр. (ныне пр. Тореза), 6, разрешена министром внутренних дел в 1915. Больше сведений не имеется.
21. Молельня общества «Честный Труженик», разрешена министром внутренних дел в 1915 в помещении Правления общества «Честный Труженик» («Поэль Цедек») по адресу: Гагаринская ул., 34. Больше сведений не имеется.
22. Молельня Рубашева, существовала в 1910-е по адресу: Забалканский (ныне Московский) пр., 45. В 1918–1922, вероятно, она же была зарегистрирована как Синагога «Бейт-Янк» («Эйн Яков») на Международном (ныне Московский) пр., 43/2. В 1922 объединилась с синагогой «Рехейвес» (см. Семеновская молельня).
23. Молельня М.М.Гутзаца существовала в 1910-е в Спасском пер. Больше сведений о ней не имеется.
24. Молельня в Манежном пер., 13, неофициально существовала в 1910-е.
25. Синагога общины Парголова, Озерков и Шувалова возникла в мае 1917. Больше сведений не имеется.
26. Синагога «Тиферес Исроэль» («Краса Израиля») была открыта в 1918 на Вознесенском пр., 47, в кв. 2. При синагоге существовала Талмуд-Тора. В 1924 синагога переехала на Никольской пер., 2, в кв. 9. Ликвидирована советскими властями в 1929.
27. Синагога «Бейс Яков» («Дом Якова»), хасидская синагога, создана в 1920 по адресу: Троицкая (ныне Рубинштейна) ул., 32/10, кв. 2. С 1928 находилась на Большой Московской ул., 1/3, в бывшей мусульманской молельне. В 1929 власти разрешили перенести синагогу в дом №55 по 6-й линии ВО, к 1933 синагога была ликвидирована.
28. Синагога «Медрош Шмуэль» («Дом учения Шмуэля») была создана из домашней молельни лидера хасидов Хабада в СПб. Самуила (Шмуэля) Трайнина на Рижском пр., 48, зарегистрирована в 1922. Летом 1924 Любавичский ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон был зарегистрирован в качестве духовного раввина этой синагоги. После смерти Трайнина в конце 1924 синагога перестала существовать.
29. Синагога «Шаарей Цион» («Врата Сиона»), нехасидская синагога, создана в 1922 на Знаменской ул. (ныне ул. Восстания), 38, где занимала второй и третий этажи отдельного флигеля. С 1927 находилась на углу ул. Рылеева, 3 / Артиллерийская ул., 4. Ликвидирована последней из синагог Ленинграда (за исключением Хоральной синагоги) 25 декабря 1937.
30. Ново-Лиговская синагога, известная также под названием «Хасидей Тойре» («Благочестивые Торы») была создана в 1922 на Лиговской ул. (ныне Лиговский пр.), 107, в кв. 4. Ликвидирована в 1929.
31. Молельня в квартире главы Хабада р. И.И. Шнеерсона, 1924-1927
32. Молельня «Кнессет Исроэль» («Собрание Израиля») была зарегистрирована в 1924–1928 по адресу: пр. 25-го Октября (ныне Невский пр.), 128.
33. Синагога на Мурманском пр. упомянута в официальных документах в 1924 и 1926.
34. Синагога «Пуния» была создана в 1924 на Новосмоленской наб., 18. В 1929 ликвидирована.
35. Синагога «Эзрас Исроэль» («Помошь Израиля») была зарегистрирована на пр. 25-го Октября (ныне Невский пр.), 128, в 1925–1929.
36. Молельня на Ординарной ул., 3, упомянута в официальных документах в 1925 и 1926.
37. Синагога «Цемах Цедек», 1926–1932.
38. Молельня на Среднем пр. В.О., 16, существовала с 1926, в 1929 была ликвидирована.
39. Молельня на Суворовском пр., 11/19, существовала с 1926, в 1929 была ликвидирована.
40. Молельня Мишуловича, упомянута в официальных документах в 1927 по адресу: Садовая ул., 44, кв. 27.
41. Молельня Ш.Г.Бабчина упомянута в официальных документах в 1927 по адресу: Садовая ул., 45, кв. 7.
42. Синагога «Кегель Исроэль» («Община Израиля») упомянута в официальных документах в 1929 по адресу: Лиговская ул. (ныне Лиговский пр.), 55.
Здание отпевания и омовения на Преображенском еврейском кладбище также было зарегистрировано как самостоятельная синагога в 1930–1937.
Библиография
Лит.:
Левин В. История дореволюционных еврейских молитвенных учреждений Петербурга // АМИ–Народ Мой. 1993. №2(55), 3(56);
Бейзер М. Евреи Ленинграда, 1917–1939: национальная жизнь и советизация. М.–Иерусалим, 1999. С.172–235;
Гессен В.Ю. К истории Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины: от первых евреев до XX века. СПб., 2000. С.44–54, 150–156;
Гессен В.Ю. К истории евреев: 300 лет в Санкт-Петербурге. СПб., 2005. С.50–62, 202–228.
Лит.:
Левин В. История дореволюционных еврейских молитвенных учреждений Петербурга // АМИ–Народ Мой. 1993. №2(55), 3(56);
Бейзер М. Евреи Ленинграда, 1917–1939: национальная жизнь и советизация. М.–Иерусалим, 1999. С.172–235;
Гессен В.Ю. К истории Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины: от первых евреев до XX века. СПб., 2000. С.44–54, 150–156;
Гессен В.Ю. К истории евреев: 300 лет в Санкт-Петербурге. СПб., 2005. С.50–62, 202–228.
Рубрики
Персоны
Рубашев
,
Адреса
45,
78,
37,
35,
33–35,
55,
2,
2,
50,
6,
34,
43/2,
13,
47,
2,
32/10,
1/3,
55,
48,
38,
3,
4,
107,
128,
18,
3,
16,
11/19,
44,
45,
55,
Авторы