1829-1894
4800
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829 - 1894, Петергоф), пианист, композитор, дирижер, педагог, муз-обществ. деятель. Музыкант, обладавший необычайной силой воздействия, прославившийся в 12-летнем возрасте во время первого европ. турне в 1840-43. В зрелости пользовался репутацией величайшего пианиста 2-й пол. 19 в., вел кочевую артистич. жизнь, давая большое кол-во концертов. В СПб. жил периодически: в 1848-54, 1858-67, 1887-91, в перерывах бывал здесь с концертами, присутствовал на пост. своих опер. Значение Р. для муз. культуры СПб. огромно: ему удалось осуществить переворот в муз. судьбе России. До него она была страной гениальных "любителей", импортирующей ведущих музыкантов всех специальностей. Предложенная Р. система муз. образования и просвещения была выполнена менее чем на половину, но привела к тому, что музыканты, эмигрировавшие после рев-ции, внесли существ. вклад в муз. жизнь Европы и Америки, прославив рус. школу. Мощь личности Р., его артистич. дар стали ядром формирования нового отношения к профессии музыканта в России. При орг-ции Консерватории ему удалось добиться для будущих выпускников и новых прав: звания "свободного художника" и связанных с ним сословных преимуществ. На протяжении жизни Р. предлагал след. реформы муз. образования: ввести муз. "всеобуч", т. е. преподавание комплекса нач. муз. дисциплин во всех типах школ; открыть гос. оперные т-ры и создать оркестры во всех губ. городах; открыть гос. консерватории в крупных региональных центрах, напр., в Прибалтике, на Юге России, Украине, Кавказе; создать вертикальную систему проф. муз. образования, при к-рой школы - гос. и частные - работали бы при участии консерваторий и под их контролем; создать сеть просветит. учреждений для орг-ции общедоступных концертов и спектаклей (все не осуществлены). Однако лично Р удалось сделать очень много: создал субсидируемое пр-вом Русское музыкальное общество (РМО), быстро охватившее всю империю сетью отделений, при к-рых открывались муз. классы и консерватории; организовал первую в России С.-Петерб. Консерваторию и руководил ею в 1862-67 и в 1887-91, составил ее устав, инструкции, выработал программу, вел класс, читал лекции, приглашал профессоров в соответствии со своими идеалами муз. воспитания, организовал при Консерватории студенч. оперу, в 1887, к 25-летию Консерватории, добился от пр-ва предоставления ей здания Большого т-ра и вложил 30 тыс. руб. в его перестройку под уч.-концертно-театр. комплекс; по инициативе и на его ср-ва Р. прошел 1-й Междунар. конкурс пианистов и композиторов (СПб., 1890; 1-ю пр. получил Ф. Бузони; затем проводился в Берлине и Париже, последний - в 1910 в СПб.); на свои ср-ва (50 тыс. руб.) осн. Общедоступные концерты (цикл из 16 концертов; 1890/91, Чинизелли цирк); чтобы представить слушателям наглядную панораму эволюции муз. иск-ва, неск. раз выступал с циклами "Ист. концертов" (1885/86, 7 фп. концертов; 1886/87, 10 симф. концертов; 1887/88 и 1888/89, циклы из 58 лекций-концертов по истории фп. лит-ры, Р. исполнил 877 произв. 57 композиторов). С 1885 Р. участвовал только в благотворит. концертах. После разрыва с Консерваторией и РМО и отъезда в Германию (1891) вернулся в СПб., узнав о голоде в России, и дал 2 концерта в пользу голодающих, вручив К-ту помощи голодающим 19 тыс. руб. В последний раз Р. выступил публично в СПб. в сент. 1894 на чествовании врача-педиатра К. Раухфуса. Карьера Р.-композитора в СПб. была неровной. Из его опер неизм. успехом пользовался только "Демон" (1871), он шел и в Мариинском театре (1875), и в Итальянской опере. Нек-рые др. оперы Р., поставленные в СПб.: "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской", 1852), "Маккавеи" (1877), "Купец Калашников" (1880), "Горюша" (1889; все исполнялись имп. рус. труппой); "Нерон" (Итал. опера, 1884). Здесь звучали оратории "Потерянный рай", "Вавилонское столпотворение", "Моисей". Р. - автор 6 симф., 5 концертов для фп. с оркестром и св. 200 фп. опусов, в т. ч. циклов "Каменный остров" (1855), "Петерб. вечера" (1860), "Петергоф" (1866). Его перу принадлежат также камерные ансамбли, циклы романсов и песен на стихи рус. и евр. поэтов. Р. разработал мощный, полнозвучный певучий стиль фп. музыки, позднее подхваченный С. В. Рахманиновым.
В последние годы Р. жил на Троицкой ул. (с 1929 носит его имя), в д. 27 (1886) и в д. 38 (1887-91; мем. доска). Погребен на Никольском кладб., в 1938 прах перенесен Некрополь мастеров иск-в. В фойе Большого зала консерватории установлен пам. Р. (скульп. Л. А. Бернштам).
Соч.: Музыка и ее представители. М., 1891; Мысли и афоризмы. СПб., 1904; Лекции по истории фортепианной лит-ры. М., 1974.
Лит: Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн: В 2 т. Л., 1960-62.
А. Л. Порфирьева.



Указатели: